1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. 1. Настоящие Правила дорожного движения устанавливают единый порядок
дорожного движения на всей территории Российской Федерации. Другие
нормативные акты, касающиеся дорожного движения, должны основываться на
требованиях Правил и не противоречить им.
1.2. В Правилах используются следующие основные понятия и термины:
“Автомагистраль” — дорога, обозначенная знаком 5.1".
“Велосипед” — транспортное средство, кроме инвалидных колясок, имеющее два
колеса или более, и приводимое в движение мускульной силой людей,
находящихся на нем.
“Водитель” — лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик,
ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю
приравнивается обучающий вождению.
“Вынужденная остановка” — прекращение движения транспортного средства из-за
его технической неисправности или опасности, создаваемой перевозимым грузом,
состоянием водителя (пассажира) или появлением препятствия на дороге.
“Главная дорога” — дорога, обозначенная знаками 2.1, 2.3.1 — 2.3.3 или 5.1
по отношению к пересекаемой (примыкающей), или дорога с твердым покрытием (асфальто-
и цементобетон, каменные материалы и тому подобное) по отношению к грунтовой,
либо любая дорога по отношению к выездам с прилегающих территорий. Наличие
на второстепенной дороге непосредственно перед перекрестком участка с
покрытием не делает ее равной по значению с пересекаемой.
“Дорога” — обустроенная или приспособленная и используемая для движения
транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения.
Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также
трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
“Дорожное движение” — совокупность общественных отношений, возникающих в
процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без
таковых в пределах дорог.
“Дорожно-транспортное происшествие” — событие, возникшее в процессе движения
по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или
ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо
причинен иной материальный ущерб.
“Железнодорожный переезд” — пересечение дороги с железнодорожными путями на
одном уровне.
“Маршрутное транспортное средство” — транспортное средство общего
пользования (автобус, троллейбус, трамвай), предназначенное для перевозки по
дорогам людей и движущееся по установленному маршруту с обозначенными
остановочными пунктами (остановками).
“Механическое транспортное средство” — транспортное средство, кроме мопеда,
приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые
тракторы и самоходные машины.
“Мопед” — двух- или трехколесное транспортное средство, приводимое в
движение двигателем с рабочим объемом не более 50 куб. см и имеющее
максимальную
конструктивную скорость не более 50 км/ч. К мопедам приравниваются
велосипеды с подвесным двигателем, мокики и другие транспортные средства с
аналогичными характеристиками.
“Мотоцикл” — двухколесное механическое транспортное средство с боковым
прицепом или без него. К мотоциклам приравниваются трех- и четырехколесные
механические транспортные средства, имеющие массу в снаряженном состоянии не
более 400 кг.
“Населенный пункт” — застроенная территория, въезды на которую и выезды с
которой обозначены знаками 5.22 - 5.25.
“Недостаточная видимость” — видимость дороги менее 300 м в условиях тумана,
дождя, снегопада и тому подобного, а также в сумерки.
“Обгон” — опережение одного или нескольких движущихся транспортных средств,
связанное с выездом из занимаемой полосы.
“Опасный груз” — вещества, изделия из них, отходы производственной и иной
хозяйственной деятельности, которые в силу присущих им свойств могут при
перевозке создать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей
природной среде, повредить или уничтожить материальные ценности.
“Организованная перевозка группы детей” — специальная перевозка двух и более
детей дошкольного и школьного возраста, осуществляемая в механическом
транспортном средстве, не относящемся к маршрутному транспортному средству.
“Организованная транспортная колонна” — группа из трех и более механических
транспортных средств, следующих непосредственно друг за другом по одной и
той же полосе движения с постоянно включенными фарами в сопровождении
головного транспортного средства с включенным проблесковым маячком синего
цвета или маячками синего и красного цветов.
“Организованная пешая колонна” — обозначенная в соответствии с пунктом 4.2
Правил группа людей, совместно движущихся по дороге в одном направлении.
“Остановка” — преднамеренное прекращение движения транспортного средства на
время до 5 мин, а также на большее, если это необходимо для посадки или
высадки пассажиров, либо загрузки или разгрузки транспортного средства.
“Пассажир” —лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на
нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него)
или выходит из транспортного средства (сходит с него).
“Перекресток” — место пересечения, примыкания или разветвления дорог на
одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими
соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка
начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с
прилегающих территорий.
“Пешеход” — лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не
производящее на ней работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся
в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл,
везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску.
“Пешеходный переход” — участок проезжей части, обозначенный знаками 5.16.1,
5.16.2 и (или) разметкой 1.14.1 — 1.14.2* и выделенный для движения
пешеходов через дорогу. При отсутствии разметки ширина пешеходного перехода
определяется расстоянием между знаками 5.16.1 и 5.16.2.
“Полоса движения” — любая из продольных полос проезжей части, обозначенная
или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения
автомобилей в один ряд.
“Преимущество (приоритет)” — право на первоочередное движение в намеченном
направлении по отношению к другим участникам движения.
“Прилегающая территория” — территория, непосредственно прилегающая к дороге
и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы,
жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное).
“Прицеп” — транспортное средство, не оборудованное двигателем и
предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством.
Термин распространяется также на полуприцепы и прицепы-роспуски.
“Проезжая часть” — элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых
транспортных средств.
“Разделительная полоса” — конструктивно выделенный элемент дороги,
разделяющий смежные проезжие части и не предназначенный для движения или
остановки безрельсовых транспортных средств и пешеходов.
“Разрешенная максимальная масса” — масса снаряженного транспортного средства
с грузом, водителем и пассажирами, установленная предприятием-изготовителем
в качестве максимально допустимой. За разрешенную максимальную массу состава
транспортных средств, то есть сцепленных и движущихся как одно целое,
принимается сумма разрешенных максимальных масс транспортных средств,
входящих в состав.
“Регулировщик” — лицо, наделенное в установленном порядке полномочиями по
регулированию дорожного движения с помощью сигналов, установленных Правилами,
и непосредственно осуществляющее указанное регулирование. Регулировщик
должен быть в форменной одежде и (или) иметь отличительный знак и экипировку.
К регулировщикам относятся сотрудники милиции и военной автомобильной
инспекции, а также работники дорожно-эксплуатационных служб, дежурные на
железнодорожных переездах и паромных переправах при исполнении ими своих
должностных обязанностей.
“Стоянка” — преднамеренное прекращение движения транспортного средства на
время более 5 мин по причинам, не связанным с посадкой или высадкой
пассажиров, либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства.
“Темное время суток” — промежуток времени от конца вечерних сумерек до
начала утренних сумерек.
“Транспортное средство” — устройство, предназначенное для перевозки по
дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.
“Тротуар” — элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и
примыкающий к проезжей части или отделенный от нее газоном.
“Уступить дорогу (не создавать помех)” — требование, означающее, что
участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать
движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других
участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить
направление движения или скорость.
“Участник дорожного движения” — лицо, принимающее непосредственное участие в
процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного
средства.
1.3. Участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к
ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также
выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах
предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными
сигналами.
1.4. На дорогах установлено правостороннее движение транспортных средств.
1.5. Участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не
создавать опасности для движения и не причинять вреда.
Запрещается повреждать или загрязнять покрытие дорог, снимать, загораживать,
повреждать, самовольно устанавливать дорожные знаки, светофоры и другие
технические средства организации движения, оставлять на дороге предметы,
создающие помехи для движения. Лицо, создавшее помеху, обязано принять все
возможные меры для ее устранения, а если это невозможно, то доступными
средствами обеспечить информирование участников движения об опасности и
сообщить в милицию.
1.6. Лица, нарушившие Правила, несут ответственность в соответствии с
действующим законодательством. |