6. СИГНАЛЫ СВЕТОФОРА
И РЕГУЛИРОВЩИКА
6.1. В светофорах применяются световые сигналы зеленого, желтого, красного и
бело-лунного цвета.
В зависимости от назначения сигналы светофора могут быть круглые, в виде
стрелки (стрелок), силуэта пешехода или велосипеда и Х-образные.
Светофоры с круглыми сигналами могут иметь одну или две дополнительные
секции с сигналами в виде зеленой стрелки (стрелок), которые располагаются
на уровне зеленого круглого сигнала.
6.2. Круглые сигналы светофора имеют следующие значения:
ЗЕЛЕНЫЙ СИГНАЛ разрешает движение:
ЗЕЛЕНЫЙ МИГАЮЩИЙ СИГНАЛ разрешает движение и информирует, что время его
действия истекает и вскоре будет включен запрещающий сигнал (для
информирования водителей о времени в секундах, остающемся до конца горения
зеленого сигнала, могут применяться цифровые табло);
ЖЕЛТЫЙ СИГНАЛ запрещает движение, кроме случаев, предусмотренных пунктом
6.14 Правил, и предупреждает о предстоящей смене сигналов;
ЖЕЛТЫЙ МИГАЮЩИЙ СИГНАЛ разрешает движение и информирует о наличии
нерегулируемого перекрестка или пешеходного перехода, предупреждает об
опасности;
КРАСНЫЙ СИГНАЛ, в том числе мигающий, запрещает движение.
Сочетание красного и желтого сигналов запрещает движение и информирует о
предстоящем включении зеленого сигнала.
6.3. Сигналы светофора, выполненные в виде стрелок красного, желтого и
зеленого цветов', имеют то же значение, что и круглые сигналы
соответствующего цвета, но их действие распространяется только на
направление (направления), указываемое стрелками. При этом стрелка,
разрешающая поворот налево, разрешает и разворот, если это не запрещено
соответствующим дорожным знаком.
Такое же значение имеет зеленая стрелка в дополнительной секции. Выключенный
сигнал дополнительной секции означает запрещение движения в направлении,
регулируемом этой секцией.
6.4. Если на основной зеленый сигнал светофора нанесена черная контурная
стрелка (стрелки), то она информирует водителей о наличии дополнительной
секции светофора и указывает иные разрешенные направления движения, чем
сигнал дополнительной секции.
6.5. Если сигнал светофора выполнен в виде силуэта пешехода (велосипеда), то
его действие распространяется только на пешеходов (велосипедистов). При этом
зеленый сигнал разрешает, а красный запрещает движение пешеходов
(велосипедистов).
Для регулирования движения велосипедистов может использоваться также
светофор с круглыми сигналами уменьшенного размера, дополненный
прямоугольной табличкой белого цвета размером 200х200 мм с изображением
велосипеда черного цвета.
6.6. Для информирования слепых пешеходов о возможности пересечения проезжей
части световые сигналы светофора могут быть дополнены звуковым сигналом.
6.7. Для регулирования движения транспортных средств по полосам проезжей
части, в частности по тем, направление движения по которым может изменяться
на противоположное, применяются реверсивные светофоры с красным Х-образным
сигналом и зеленым сигналом в виде стрелы, направленной вниз. Эти сигналы
соответственно запрещают или разрешают движение по полосе, над которой они
расположены.
Основные сигналы реверсивного светофора могут быть дополнены желтым сигналом
в виде стрелы, наклоненной по диагонали вниз направо или налево, включение
которой информирует о предстоящей смене сигнала и необходимости
перестроиться на полосу, на которую указывает стрела.
При выключенных сигналах реверсивного светофора, который расположен над
полосой, обозначенной с обеих сторон разметкой 1.9, въезд на эту полосу
запрещен.
6.8. Для регулирования движения трамваев, а также других маршрутных
транспортных средств, движущихся по выделенной для них полосе, могут
применяться светофоры одноцветной сигнализации с четырьмя круглыми сигналами
бело-лунного цвета, расположенными в виде буквы “Т”. Движение разрешается
только при включении одновременно нижнего сигнала и одного или нескольких
верхних, из которых левый разрешает движение налево, средний — прямо, правый
— направо. Если включены только три верхних сигнала, то движение запрещено.
6.9. Круглый бело-лунный мигающий сигнал, расположенный на железнодорожном
переезде, разрешает движение транспортных средств через переезд. При
выключенных мигающих бело-лунном и красном сигналах движение разрешается при
отсутствии в пределах видимости приближающегося к переезду поезда
(локомотива, дрезины).
6.10. Сигналы регулировщика имеют следующие значения:
РУКИ ВЫТЯНУТЫ В СТОРОНЫ ИЛИ ОПУЩЕНЫ:
со стороны левого и правого бока разрешено движение трамваю прямо,
безрельсовым транспортным средствам прямо и направо, пешеходам разрешено
переходить проезжую часть;
со стороны груди и спины движение всех транспортных средств и пешеходов
запрещено.
ПРАВАЯ РУКА ВЫТЯНУТА ВПЕРЕД:
со стороны левого бока разрешено движение трамваю налево, безрельсовым
транспортным средствам во всех направлениях;
со стороны груди всем транспортным средствам разрешено движение только
направо:
со стороны правого бока и спины движение всех транспортных средств
запрещено;
пешеходам разрешено переходить проезжую часть за спиной регулировщика.
РУКА ПОДНЯТА ВВЕРХ:
движение всех транспортных средств и пешеходов запрещено во всех
направлениях, кроме случаев, предусмотренных пунктом 6.14 Правил.
Регулировщик может подавать жестами рук и другие сигналы, понятные водителям
и пешеходам.
Для лучшей видимости сигналов регулировщик может применять жезл или диск с
красным сигналом (световозвращателем).
6.11. Требование об остановке транспортного средства подается с помощью
громко-говорящего устройства или жестом руки, направленной на транспортное
средство. Водитель должен остановиться в указанном ему месте.
6.12. Дополнительный сигнал свистком подается для привлечения внимания
участников движения.
6.13. При запрещающем сигнале светофора (кроме реверсивного) или
регулировщика водители должны остановиться перед стоп-линией (знаком 5.33),
а при ее отсутствии:
на перекрестке — перед пересекаемой проезжей частью (с учетом пункта 13.7
Правил), не создавая помех пешеходам;
перед железнодорожным переездом — в соответствии с пунктом 15.4 Правил;
в других местах — перед светофором или регулировщиком, не создавая помех
транспортным средствам и пешеходам, движение которых разрешено.
6.14. Водителям, которые при включении желтого сигнала или поднятии
регулировщиком руки вверх не могут остановиться, не прибегая к экстренному
торможению в местах, определяемых пунктом 6.13 Правил, разрешается
дальнейшее движение.
Пешеходы, которые при подаче сигнала находились на проезжей части, должны
освободить ее, а если это невозможно — остановиться на линии, разделяющей
транспортные потоки противоположных направлений.
6.15. Водители и пешеходы должны выполнять требования сигналов и
распоряжения регулировщика, даже если они противоречат сигналам светофора,
требованиям дорожных знаков или разметки.
В случае если значения сигналов светофора противоречат требованиям дорожных
знаков приоритета, водители должны руководствоваться сигналами светофора.
6.16. На железнодорожных переездах одновременно с красным мигающим сигналом
светофора может подаваться звуковой сигнал, дополнительно информирующий
участников движения о запрещении движения через переезд. |